Сотовые операторы потратят триллионы на хранение данных

Сергей Васильев, опубликовано 20 апреля 2016 г.
Рубрика: Технологии

Согласно внесенному в Госдуму пакету антитеррористических законопроектов, предлагающему новые требования для операторов связи в виде обязательства хранить содержание звонков и сообщений абонентов в течение трех лет, компаниям придется потратить триллионы рублей. Проект был предложен председателем думского комитета по безопасности Ириной Яровой (на фото) и председателем комитета по обороне Совета Федерации Виктором Озеровым. Если поправки будут одобрены и приняты, затраты на их воплощение в реальность превысят годовую выручку операторов «большой тройки» («ВымпелКом», «МегаФон» и МТС).

бубонная чума

«МегаФон» должен будет хранить в течение трех лет 700 млрд минут голосовых вызовов, 50 млрд текстовых сообщений и 6 млн Тб данных интернет-трафика. У МТС весь трафик, звонки и СМС за год превышает 5-6 млн Тб. В «ВымпелКоме» решили не раскрывать свои данные. «МегаФону» придется на соблюдение предлагаемых норм потратить более чем 1,4 трлн рублей (порядка $20,8 млрд). В МТС создание инфраструктуры для хранения сведений о соединениях за последние 12 часов стоит минимум 3 млрд рублей, а это значит, что затраты на хранение в течение трех лет «многократно превысят годовую выручку». Представитель «ВымпелКома» заявила, что необходимая для исполнения требований законопроекта инфраструктура обойдется в годовую выручку операторов.

МТС в 2015 году получила выручку в размере 391 млрд рублей, «МегаФон» – 308 млрд рублей, а «ВымпелКом» – 278 млрд рублей. Если закон будет принят, операторы будут хранить порядка 1,7 млрд ТБ данных. Только стоимость оборудования для хранения такого объема информации (а это корпоративные СХД и серверы типа Flex System x240), составит порядка 70 млрд рублей (около $1,1 млрд), но при этом существующих в России дата-центров не хватит, чтобы его разместить. С учетом дополнительных затрат расходы на реализацию проекта могут достичь $200–300 млрд.

Площадь всех коммерческих ЦОД на территории России по итогам 2014 года составляла 83 тыс. кв.м, о чем рассказала компания IDC. В «МегаФоне» считают, что в предложенном виде реализовать инициативу парламентариев просто невозможно, поскольку такие затраты могут «свести экономику операторов в большой ноль» – то есть такие расходы приведут к прекращению развития и внедрения новых технологий. До внесения проекта на рассмотрение в законе не указывалось, что операторы должны хранить содержание сообщений и голосовых вызовов. Было достаточно в течение трех лет хранить только информацию об абонентах и оказанных им услугах.