Как устроен рынок мобильных процессоров. Часть вторая, мобильная графика

MobileDevice.ru, опубликовано 27 февраля 2014 г.
Рубрика: Тест-обзоры

Продолжаем наш экскурс в увлекательный мир мобильных процессоров. В первой части нашего обзора мы поговорили об основных типах центральных процессоров от компании ARM, теперь же настал черед решений из области мобильной графики. Сразу же отметим, здесь одной только компанией ARM  здесь дело не ограничится.

Как устроен рынок мобильных процессоров. Часть вторая, мобильная графика

Пожалуй, начнем с разработок ARM, помимо центральных процессоров, компания трудится и над решениями в области мобильной графики. Наиболее популярная графическая подсистема от ARM носит название Mali-400. Поскольку графические задачи легко «распараллеливаются», то здесь возможность разработки многоядерных конфигураций реализована в полной мере. Даже с устаревшим (одноядерным!) центральным процессором Cortex-A8 иногда можно встретить четырехъядерную графику Mali-400MP4, кстати, последняя цифра указывает на число ядер. Графика Mali-400 используется на смартфонах Samsung Galaxy SII и SIII. В июне 2012 года была анонсирована ее преемница в лице Mali-450, изначально ориентированная на недорогие устройства.

На смену этой графической подсистеме уже пришли более продвинутые архитектуры ARM Mali-T604, T622, T624, T628 и T678, они внедряются крупнейшими разработчиками мобильных платформ. В частности, эта графика используется на таких устройствах как Samsung Galaxy S4 и Google Samsung Nexus 10. Здесь свободно поддерживается видео высокого разрешения, работа с самыми «тяжелыми» мобильными играми, архитектура позволяет проектировать чипсеты до восьми графических ядер. Кроме того, уже были анонсированы архитектуры ARM Mali-T720 и T760, это еще один шаг вперед. Плюс до 16 графических ядер, работающих в параллели.

Разумеется, разговор о графических процессорах считался бы пустым, если бы мы не упомянули такой бренд как NVIDIA. Для мобильных устройств компания вот уже шесть лет разрабатывает процессоры серии Tegra. Первым устройством с этой графикой был медиаплеер Microsoft Zune HD. Это было мощное решение, потому что в 2009 году работа с видео формата 720p казалось просто фантастикой. Однако у первого Tegra был и один весомый недостаток, он очень любил «пожрать», по этой и ряду других причин первый NVIDIA Tegra так и не снискал популярности.

Как устроен рынок мобильных процессоров. Часть вторая, мобильная графика

Зато настоящим прорывом стала Tegra 2, это была не очень производительная графика в сравнении с конкурирующими решениями, однако разработчик так точно все сбалансировал, что для конечных производителей выбора практически не было. В 2011 году рынок просто переполнился планшетами на Tegra 2, это и первый двухъядерный смартфон LG Optimus 2x, и первый 10-дюймовый Android-планшет Motorola XOOM, и его «родной брат» ASUS Transformer первого поколения. Далее последовала NVIDIA Tegra 3 с 12 графическими ядрами (HTC One X, Sony Xperia Tablet S, Microsoft Surface RT) и далеко переплюнувший его Tegra 4 с 72-ядерной графикой (портативная консоль Nvidia Shield и обновленный Microsoft Surface 2 RT). А с выходом платформы пятого поколения, получившей название Tegra K1 (а не Tegra 5) компания NVIDIA вообще потеряла всякий страх, потому что сюда уже установлена полноценная настольная графика Kepler с поддержкой CUDA.

Еще одним крупным разработчиком мобильной графики является бренд PowerVR. Это подразделение британской компании Imagination Technologies, данная компания, как и ARM, не производит графических платформ самостоятельно, она разрабатывает архитектуры, а производством занимаются другие компании. История Imagination Technologies была непростой, в конце девяностых годов прошлого века компания жестко конкурировала с 3Dfx на рынке графики для персональных компьютеров, однако оба бренда не выдержали состязания с ATI (теперь уже AMD) и NVIDIA. В отличие от 3Dfx, британский бренд избежал краха и банкротства, для этого переключившись на мобильный сегмент. Сегодня графика PowerVR активно используется крупнейшими разработчиками чипсетов, очень часто подсистемы этой марки появляются на платформах от MediaTek и Samsung, а Apple вообще не использует других решений. И даже на процессорах Intel Atom семейства Clover Trail используется решение от PowerVR.

Как устроен рынок мобильных процессоров. Часть вторая, мобильная графика

И, наконец, нельзя не отметить еще одного крупного игрока на поле мобильной графики, компанию Qualcomm, которая разрабатывает мобильную графику Adreno. Следует отметить, что графическое ядро Adreno когда-то называлось Imageon, и разрабатывалось оно компанией ATI Technologies, которая была поглощена AMD в 2006 году. А в 2008 году данный проект перешел к Qualcomm. Новый владелец активно принялся за дело, и графика была переименована в Adreno. Внимательный читатель непременно заметит, что данное название является анаграммой марки «настольных» графических процессоров Radeon. О производительности Adreno говорить излишне, она используется на чипсетах серии Snapdragon, это полный комплект смартфонов под Windows Phone, а также лидер теперешнего рынка Snapdragon 800, пока не имеющий ни аналогов, ни вменяемых конкурентов.

В третьей, заключительной части нашей серии обзоров поговорим о том, с чем имеет дело конечный пользователь, а именно о готовых мобильных платформах: Qualcomm Snapdragon, NVIDIA Tegra, Samsung Exynos и, конечно, MediaTek.