Рынок вейпов не выходит из серой зоны из-за высоких акцизов

Артем Костенко, опубликовано 27 февраля 2024 г.

На днях прошла встреча журналистов с представителями Союза предприятий никотинсодержащих изделий (СПИНИ), на которой подвели итоги 2023 года для вейп-индустрии. По заверениям экспертов, до 68% электронных систем доставки никотина в России находится в серой зоне рынка из-за непомерно высоких акцизов: сейчас за 1 мл жидкости требуется заплатить 42 рубля. Это вынуждает импортеров использовать для ввоза вейпов из Китая другие страны-участники Евразийского экономического союза (ЕАЭС), которые и получают все доходы от акцизных сборов.

По словам руководителя GR-направления Владимира Мишеловина, сейчас в России насчитывается около 5 млн совершеннолетних пользователей вейпов и 12 млн дуалистов, потребляющих как традиционные сигареты, так и электронные. Ежегодно в России продается порядка 180 млн устройств доставки никотина и 3840 тысяч литров никотинсодержащей жидкости в 150 тысячах розничных точек, участвующих в системе маркировки товаров «Честный знак». При этом 68% рынка вейпов в стране находится в серой зоне.

Эксперт считает, что главная причина подобной ситуации – несоразмерно высокие по сравнению с другими участниками ЕАЭС акцизы (в России – 42 рубля, в Беларуси – 21 рубль, в Кыргызстане – 13 рублей). Предпринимателям зачастую выгоднее ввозить продукцию из Кыргызстана, который соседствует с Китаем – основным поставщиком жидкости для вейпов. В итоге российский бюджет недополучает прибыль. Информация уже дошла до президента России, который поручил разобраться в ситуации. Также говоря о возможном запрете вейпов, Мишеловин отметил, что мы живем в реальном мире, где этот рынок полностью состоялся, поэтому закрытие официальных каналов, простимулирует потребителей к переходу на нелегальный товар.

Директор СПИНИ Герман Лукашов также отметил, что решение правительства поднять акциз с 20 до 42 рублей сильно ударило по всем участникам рынка, что заставило задуматься о том, насколько вообще будет возможно вывести вейпы в легальное поле. Даже при том, что официальные игроки занимают только 32% рынка, им продолжают вставлять палки в колеса. При этом, когда похожая ситуация складывалась в 2016-2017 годах с кальянами, снижение акцизов привело к тому, что практически весь рынок вышел из тени.

Руководитель отдела развития дистрибуции ООО «Бруско Импорт» Антон Михайлов обратил внимание, что даже в одноразовых электронных сигаретах доначисляют второй акциз, как за само устройство, так и за жидкость, содержащуюся внутри него. Специалист также сообщил, что у 90% брендов, представленных на отечественном рынке вейпов присутствуют подделки: акциз делает официальную продукцию просто неконкурентоспособной на полке: флакон нелегальной жидкости (30 мл) стоит 450 рублей, а тот же объем легальной – 3000 рублей. Еще одна проблема в том, что с 1 декабря 2023 года введена обязательная маркировка продукции, а китайские рабочие просто не умеют правильно это делать. В результате значительно увеличиваются сроки поставки товара.