Российский рынок онлайн-образования под угрозой монополизации

Максим Мишенев, опубликовано 7 января 2021 г.

Коронавирус COVID-19 сделал свое дело, и многие люди теперь не хотят выходить из дома – окружающий мир им заменил интернет. Образование теперь тоже можно получить онлайн, в том числе и по it специальностям, но в России этот рынок имеет все шансы быть монополизированным. Холдинг Mail.ru Group за один только декабрь 2020 года стал акционером сразу двух российских сервисов веб-образования.

онлайн-образование

Началось все 8 декабря 2020 года, когда холдинг вложился в сервис «Учи.ру» — он прибрел в нем хоть и не контрольную, но все-таки внушительную долю в размере 25%. Сумма сделки составила 3,75 млрд рублей, а одно из условий гласит, что в дальнейшем Mail.ru Group может увеличить свою долю до контрольной. По данным «Ведомостей», первый опцион, позволяющий нарастить долю холдинга в сервисе до 49,5%, может состояться ближе к концу 2021 года.

Напомним, что «Учи.ру» — это платформа для школьного обучения и самообразования с числом пользователей свыше 8 миллионов и более 350 тыс. педагогов. Сервис нацелен в первую очередь именно на школьников, и в настоящее время у него девять совладельцев – основатель IT-дистрибутора Merlion Алексей Сонк (20,17%), по 17,1% у сооснователей «Учи.ру» Ивана Коломоеца и Евгения Милютина. В списке совладельцев также числится сооснователь HeadHunter Юрий Вировец (4,86%).

28 декабря 2020 года Mail.ru Group полностью поглотил образовательный сервис GeekBrains, контрольную долю в котором получил еще в 2016 году. Теперь холдингу принадлежат все 100% сервиса – он получил доли основателей Александра Никитина и Гайка Айрапетяна. Следует отметить, что в 2016 году холдинг сообщил лишь о факте получения контрольной доли в GeekBrains, но при этом скрыл ее точный размер, указав лишь, что он составляет «около 50%». Сумма сделки, разумеется, тоже осталась тайной.

Но интерес Mail.ru Group к сфере онлайн-образования как к потенциальному источнику прибыли не ограничивается лишь двумя веб-сервисами, несмотря на их широкую известность в России и странах СНГ. Прямо сейчас холдинг имеет определенные доли в образовательной платформе Skillbox, сервисе SkillFactory, а также в сервисе-разработчике обучающих курсов по программированию для детей «Алгоритмика». Не исключено, что со временем холдинг полностью выкупит их, поскольку денег на это направление его руководство явно не жалеет. По словам генерального директора Mail.ru Group Бориса Добродеева, с 2016 года Mail.ru Group инвестировал в образовательные сервисы свыше 100 миллионов долларов.